Положение о ПМПК
Приложение
к приказу МАДОУ ДС №1 «Белоснежка»
от 31.08.2018 № 292
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Белоснежка» ст.Переясловской муниципального образования Брюховецкий район
- Общие положения
- Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом № 27/901-6 Минобразования РФ от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» и уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Белоснежка» ст.Переясловской муниципального образования Брюховецкий район (далее – ДОУ)
- Настоящее положение предназначено для регулирования процесса создания и функционирования психолого-медико-педагогического консилиума муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Белоснежка» ст.Переясловской муниципального образования Брюховецкий район (далее – ПМПк).
- ПМПк организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
- ПМПк открывается приказом заведующего ДОУ и не является его структурным подразделением.
- Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
1.6. Свою деятельность ПМПк осуществляет во взаимодействии с
педиатрической службой МБУЗ «Центральная районная больница» Брюховецкого района, педагогом-психологом ДОУ, методическими
объединениями специалистов, педагогическим советом ДОУ и всеми
звеньями учебно-воспитательного процесса.
Основные задачи ПМПк
2.1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсации у воспитанников ДОУ через проведение комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования: выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи у детей;
2.2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов у воспитанников, выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и организации коррекционно-развивающего процесса: выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных возможностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;
2.3. Выявление резервных возможностей развития, разработка рекомендаций воспитателям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения;
2.4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребёнку и его семье
2.5. Кроме указанных основных задач ПМПк может решать и другие, имеющие более конкретную направленность и реализующиеся в различных видах деятельности сотрудников образовательного учреждения
- Основные принципы деятельности ПМПк
3.1. Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй.
3.2. Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
3.3. Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с ребёнком осуществляется различными специалистами ДОУ, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
3.4. Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПк и включении их семьи в программу обслуживания.
3.5. Принцип открытости – ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
3.6. Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
3.7. Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
3.8. Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
3.9. Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
3.10. Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
- Основные направления деятельности ПМПк
4.1. Установка педагогического диагноза и выработка коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
4.2. Консультирование родителей, воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами;
4.3. Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых родителям и педагогам (диагностическая функция).
4.4. Защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия (реабилитирующая функция).
4.5. Ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы ДОУ;
4.6. Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья воспитанников для предоставления в на районный психолого-медико-педагогическую консилиум в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребёнка.
- Порядок создания и работы ПМПк
5.1. Состав ПМПк утверждается приказом заведующего ДОУ. В состав постоянных членов ПМПк вводятся старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра (по согласованию). Из числа членов ПМПк назначается руководитель и секретарь ПМПк.
5.2. Постоянные члены ПМПк присутствуют на каждом заседании ПМПк, участвуют в его подготовке, принятии решений и осуществлении последующего контроля за исполнением решений. На заседания ПМПк могут быть приглашены в качестве временных членов другие педагоги ДОУ при наличии необходимости.
5.3. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом ДОУ на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
5.4. Руководство деятельностью консилиума осуществляет старший воспитатель ДОУ, назначенный приказом заведующего ДОУ.
5.5. Руководитель консилиума осуществляет общее руководство работой педагогического коллектива, преемственность в работе специалистов и воспитателей, психолога, семьи, организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы консилиума, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
5.6. Секретарь отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав временных членов консилиума для очередного заседания, состав детей и родителей, приглашаемых на заседание, а также ставит в известность родителей (законных представителей) и членов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребёнка и организует подготовку и проведение заседаний ПМПк
5.7. Члены ПМПк (постоянные и временные) выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации в условиях ДОУ, и осуществляют коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ.
5.8. Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников. Представление ребёнка на ПМПк планируется не позднее 10 дней до даты его проведения.
5.9. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учётом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребёнка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:
— договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников;
— педагогическая характеристика воспитателя на ребёнка;
— представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребёнка;
— медицинская документация на ребёнка по форме №26 (в отдельных случаях по форме №112 или выписка из истории развития ребёнка);
— представление логопеда, составленное по результатам обследования ребёнка ;
5.10. По данным обследования каждым специалистом ПМПк не позднее чем за 3 дня до проведения заседания составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
5.11. При проведении ПМПк осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк ДОУ;
- Последовательность представлений специалистов определяется председателем ПМПк. Заключения всех специалистов являются равнозначными для ПМПк.
- Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщённую характеристику структуры психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк
- Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
- ПМПк ДОУ готовит документы на районную ПМПк в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании воспитанника.
- Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума.
- Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протокол ПМПк оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
- Архив ПМПк хранится у председателя и выдаётся только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк.
- Функциональные обязанности членов ПМПк
- Педагог-психолог осуществляет психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребёнка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
- Учитель-логопед осуществляет диагностику нарушений речевого развития, коррекцию выявленных недостатков речи, разработку рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных каррекционных приёмов в работе с ребёнком.
- Воспитатель определяет уровень развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, особенности коммуникативной активности и культуры, уровень сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализует рекомендации психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
- Медицинская сестра информирует заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контролирует выполнение рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, осуществляет ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
- Инструктор по физкультуре обеспечивает выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учётом индивидуального подхода.
- Музыкальный руководитель реализует используемые программы музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
- Документация ПМПк
7.1.Журнал записи на ПМПк;
7.2. Журнал учета детей, прошедших обследование;
7.3.Карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключение
7.4.При наличии диагностики целых коррекционных групп —
данные предварительного и окончательного заключения;
7.5.Список специалистов и расписание их работы;
7.6.Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.
Заведующая Е.Е.Рубан