Home
Опыт работы по теме: » «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины» Reviewed by Momizat on . ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ" Автор: Е.В.Сердюкова, воспитатель 1 Литературный обзо ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ" Автор: Е.В.Сердюкова, воспитатель 1 Литературный обзо Rating: 0

Опыт работы по теме: » «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ»

Автор: Е.В.Сердюкова, воспитатель

1 Литературный обзор состояния вопроса

  • История темы педагогического опыта в педагогике.

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и её развития. Ф. Баррон и Д. Харрингтон выделяют следующие характеристики творческого процесса:

  1. Творчество — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
  2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
  3. Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче.
  4. Творческие продукты могут быть различны по природе.

В последнее время все больше внимания уделяется знакомству дошкольников с изобразительным искусством, которое формирует основы эстетического вкуса, развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, предметов, оценивать явления действительности, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

Эстетическое воспитание — это сложный и длительный процесс, дети получают первое художественное впечатление, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает лепка. Изобразительное искусство интересно, увлекательно для дошкольника, так как он имеет возможность изобразить окружающею действительность с помощью глины. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления, удовлетворения и гордости.

В наше неспокойное время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в нашу жизнь и быт, педагоги задумываются о том, какими вырастут их воспитанники. Не получим ли мы в их лицах «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ориентиров, ценностей?

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно — эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, мастер избегает излишней детализации, но сохраняет законченность образа. Условность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В.С. Воронов. М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного промысла, его колорит, композиционный строй, элементы. Например, дымка традиционно имеет яркую радужную гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка, в том числе и дымковская, адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь, а в условиях кружка по лепке у дошкольника появляется возможность самому изготовить, разрисовать такую игрушку.

Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[1].

В настоящее время в дошкольной педагогике и методике преподавания сформировался новый подход обучения, при котором деятельность детей должна сохранять субъективный характер. Так Е. Соловьева считает, что основная задача педагога заключается в том, чтобы «удалось оживить интерес детей к деятельности. Полноценное творчество — это умение найти новую осмысленную целостность, а вовсе не простое перебирание более или менее подходящих комбинаций»2.

Многие ученые (Н.П. Сакулина, Г.Л. Риасс), психологи (М.В. Ермолаева, Г.А. Урунтаева и др.) определяют ценность искусства в том, что только через ознакомление с различными произведениями искусства человек обретает новый способ видения окружающего нас мира, а «задача занятий искусством: в том, чтобы в ходе занятий дать детям возможность пережить мир по новому, увидеть его с иной точки зрения»1 .

Занимаясь изучением вопроса детского творчества, дидакты, педагоги ДОУ, методисты едины во мнении, что формировать эстетический вкус детей средствами народного декоративно – прикладного искусства необходимо с самого раннего возраста, так как произведения народного искусства (игрушки, расписные фигурки, иллюстрации и т.д.) «оживают» в руках ребенка, уносят его в свой особый мир. Изготовленные совместно с педагогом, родителями или самостоятельно поделки, игрушки не только формируют у детей чувство прекрасного, но и учат доброте, терпению, умению помогать и сочувствовать другим, воспитывают в них необходимые   нравственные качества, ценностные ориентиры.

Л.С. Выготскому принадлежит формулировка основной задачи будущей педагогики. Жизнь в ней «раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому»

В период старшего дошкольного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка.

Основные педагогические условия развития творчества у дошкольников:

-целенаправленное обучение изобразительной деятельности, рассматривание подлинников искусства, иллюстраций с их изображением, беседы по ним; чтение специальной литературы;

— развитие творческих способностей комплексно, в различных видах деятельности;

— тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии ребенка в детском саду и дома;

-обогащение детей жизненными впечатлениями (наблюдения за объектами живой и неживой природы, знакомство с людьми творческих профессий (художники, скульпторы и др.), посещение выставок, музеев), создание в группе уголка изодеятельности, знакомство с народно-прикладным искусством.

Одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является знакомство с народно-прикладным искусством русского народа. Народное творчество учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, воспитывает чувство уважения к людям труда, чувство гордости к Родине, природе.

Очень красиво и доступно пониманию детей дошкольного возраста искусство дымковского промысла. Лепка дымковских игрушек проста и понятна детям, так как основана на опыте работы дымковских мастеров. Эта техника, основанная на лепке из целого куска глины или комбинированным путем, побелке готовых изделий мелом и нанесении узоров дымковской росписи, способствует развитию творческой фантазии и воображения детей. Кроме того, она укрепляет мелкую моторику кистей и пальцев рук, усидчивость, внимание, самоконтроль, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник осознает себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.

Лепка из глины предполагает однозначно элемент творчества. Поделки из природного материала, в частности глины, удовлетворяют неуемную любознательность малыша. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.

Так в чем же заключается польза работы с глиной? При работе с глиной есть преимущество по сравнению с другими видами изобразительного искусства. Дети до определенного возраста видят мир плоским, двухмерным, а глина материал объемный, поделку из глины необходимо рассматривать с разных точек в пространстве, таким образом формируется трехмерное видение, пространственное восприятие и мышление.

В процессе лепки способность к поиску нового различается ярче, так как есть возможность исправить ошибки. Путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. ребенок несколько раз может переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка.

Для повышения профессионального мастерства воспитателей по изодеятельности в ДОУ проведены:

-открытие гончарной мастерской;

— семинар по изобразительной деятельности: «Нетрадиционные способылепки с использованием гончарного круга»;

— выставки работ родителей по декоративно — прикладному творчеству Кубани по теме «Знакомство с основами декоративно – прикладного творчества Кубани» (вышивка, петриковка, писанки);

— создание мини-музея изделий из глины

Воспитатели проводят с родителями беседы, предлагая домашние задания, рекомендуемые для ребенка. Используются такие формы работы с родителями как распространение опыта семейного воспитания, организация «Семейных досугов», участие в конкурсах рисунков, поделок, предметов народного декоративно — прикладного искусства. В результате такой работы и родители приобщаются к процессу воспитания художественного вкуса у детей.

Успешному решению всех обозначенных выше задач способствовали созданная в ДОУ предметно — развивающая среда, тесное сотрудничество с семьей (нетрадиционные родительские собрания, досуги, консультации, наглядность, конкурсы и др.), организация работы кружка «Волшебница глина», целенаправленный отбор художественной литературы, изготовление изделий народных промыслов.

 

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и МО Брюховецкий район

        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Белоснежка» основано 21 апреля 2014 года, находится в здании, построенном по типовому проекту, расположено в центральной части станицы Переясловской Брюховецкого района Краснодарского края.

В настоящее время детский сад посещает 160 воспитанников. В ДОУ функционирует 9 групп. Одной из приоритетных задач в деятельности ДОУ является всестороннее развитие личности ребенка. В процессе обучения и воспитания осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

В детском саду реализуется  программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

Автор опыта работает воспитателем более 30 лет, в данном образовательном учреждении воспитателем с открытия сада. Практика работы автора опыта подтверждает, что необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания личности является использование народного искусства в работе с детьми. Декоративно – прикладное народное искусство способствует глубокому воздействию на внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Народное искусство в силу своей специфики, которая заключается в образно – эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Изучением данной проблемы автор опыта занимается в течение многих лет.

Для организации работы с глиной в детском саду созданы благоприятные условия, это:

-гончарная мастерская;

-современное оборудование (гончарные круги);

-дидактический и демонстрационный материал.

С 2014 года педагог работает руководителем кружка «Волшебница глина». Почему именно глина? Глина – это как раз тот материал, с которым ребенок может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из неё получается реальная вещь, которую можно взять в руки и с которой можно поиграть. В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия и, самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми.

В августе2015 года на августовском совещании было представлено гончарное оборудование и детские работы.

В ноябре 2015 года опыт работы был представлен на совете педагогов, в результате чего был признан обобщенным на уровне ДОУ.

В ноябре 2015 года проведен мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки на МО в детском саду «Красная шапочка».

Цель кружковой работы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины.

В работе кружка педагог использует авторскую программу О.А. Соломенниковой, но в неё не включен региональный компонент, а знакомить детей с кубанской культурой и традициями необходимо. В связи с этим педагог разработала и расширила ее содержание за счет введения разделов (регионального компонента): «Гончарное искусство Кубани», «Петриковская роспись», «Чудо — писанки» и др.

Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Основными задачами, решаемыми в реализации программы, являются:

  • формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью;
  • формирование практических знаний и умений:

умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (петриковской, дымковской игрушки, (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

  • освоение, детьми характерных элементов, колорита, композиции;
  • умение создавать выразительные узоры на объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками — материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей народного промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи не главное. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Гончарную мастерскую посещают дети по желанию, занятия проводятся 2 раза в неделю (продолжительность 20-25 минут) во вторую половину дня. В гончарной мастерской созданы условия для разнообразной художественной деятельности, которой дети занимаются как под руководством воспитателя, так и по собственной инициативе. Педагог стремиться создать на занятиях непринужденную, близкую домашней обстановку, раскрепощающую ребенка, что очень важно для творческой деятельности. Детям предоставляется возможность лепить и расписывать свои поделки. Педагог знакомит детей с разными видами изобразительного искусства (живопись, скульптура). Дети знакомятся с элементами росписей, рассматривают альбомы, предметы, лепят дымковские игрушки, кубанскую посуду и затем расписывают их. Предметы детского творчества украшают выставки, группы.

Занятия в гончарной мастерской направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения». У ребят формируется умение высказывать отношение к изображенному, они учатся использовать средства художественной выразительности на занятиях по изобразительному искусству: стихи, пословицы, поговорки. Таким образом, кружковые занятия способствуют развитию мыслительной деятельности: умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение.

Благодаря совместно — творческому подходу педагогов   в ДОУ продумано и эстетически оформлено предметно — пространственное окружение ДОУ. В каждой возрастной группе создана своя предметно — развивающая среда, позволяющая эффективно реализовывать используемые педагогами программы и технологии.

В ДОУ оформляются выставки продуктов детской деятельности, ими украшаются групповые комнаты, раздевалки. Проводятся совместные выставки работ детей и родителей на темы: «Народные промыслы», «Из бабушкиного сундука», «Пасха в кубанской семье», «Писанки» и др.

Проанализировав современную ситуацию в системе дошкольного образования, все большее значение приобретает ценность развития творческой личности.

По результатам наблюдений были выявлены следующие проблемы, с которыми педагоги сталкиваются ежедневно:

  • недостаточные знания детей об искусстве (виды, жанры, средства выразительности);
  • общие тенденции снижения роли изобразительного искусства и художественной деятельности в воспитании культурного человека.

         1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

 

Основные понятия: «гармония», «декоративность», «декоративная живопись», «декоративно — прикладное искусство», «замысел», «изображение», «искусство», «иллюстрация», «коллаж», «колорит», «композиция», «контур», «линия», «миниатюра», «мотив», «набросок», «натура», «народное творчество», «пропорция», «рисунок», «роспись», «силуэт», «символ», «скульптура», «стиль», «тема», «техника», «традиция», «трафарет», «фон», «форма», «художник», «художественно – эстетическое воспитание», «цвет», «штриховка», «эскиз», «эстетика», «эстетическое развитие».

 

Понятие Определение
Гармония — согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении.
Декоративность — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, форма выражения красоты.
Декоративная живопись

 

— является частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства, предназначена для украшения или подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.
Замысел — целостное представление художника об основных чертах содержания и формы художественного произведения до начала практической работы над ним.
Изображение — воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности; в изобразительных искусствах основа художественного образа.
Искусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Изобразительное

искусство

­- раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве: живопись, скульптура, графика.
Иллюстрация — разновидность искусства, в основном художественной графики, имеющая целью сопровождение и образное пояснение текста.
Коллаж — техника создания картины, при которой используются детали из плоских и объемных материалов.
Колорит — система колоритных тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство.
Композиция — построение художественного произведения, взаимное расположение его частей.
Контур — линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.
Линия — одно из важнейших выразительных и изобразительных средств в пластических искусствах.
Миниатюра — художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
Мотив — элемент художественного произведения как носитель определенного характера, образа, содержания.
Набросок — рисунок, живопись или скульптура небольших размеров, быстро исполненные, чтобы зафиксировать наблюдение или замысел художника.
Наследие

 

— произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.
Натура

 

— предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.
Пластичность — художественная выразительность объемной формы, гармоническое соотношение ее частей и целого, эстетическое совершенство моделировки.
Пропорция — соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.
Рисунок — изображение на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна.
Ритм

 

— чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой; один из главных законов пластических искусств.
Роспись

 

— живопись (орнаментальная или сюжетная), украшающая архитектурные сооружения либо предметы, изделия народного искусства, художественного ремесла или художественной промышленности.
Силуэт — плоскостное однотонное изображение предмета на фоне другого цвета.
Символ — разновидность художественного образа, указывает на смысл; слит с художественным образом, но не тождествен ему.
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещаются в реальном пространстве.
Скульптура малых форм — мелкая пластика — небольшие фигурки: статуэтки, игрушки.
Стиль — устойчивое единство художественной образной системы выразительных средств искусства.
Тема — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, идей, положенных в основу художественного произведения.
Техника — совокупность навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение навыки, правила, обычаи.
Трафарет — приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение одного и того же мотива: пластина с отверстиями, через которые красящая масса наносится на материал.
Фон — глубинные, менее значимые части изобразительной или орнаментальной композиции.
Форма — предназначенный для отливки копий, слепков, скульптур их объемный оттиск, обычно изготовляемый из гипса.
Художественность — специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания.
Художник — 1) творческая личность, искусник, мастер; 2) человек, профессионально работающий в области изобразительных искусств.
Цвет — цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, яркостью и насыщенностью цвета.
Штриховка — система штрихов, позволяющая передавать пространство, выявлять объем, но пластические свойства предметов и их фактуру, создавать выразительные эффекты динамики, света и тени.
Эскиз — предварительный набросок картины, рисунка; художественное произведение вспомогательного характера.
Эстетика — (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей.

 

2 Психолого – педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

 

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации всех образовательных областей. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Психологами (М.В.Ермолаева, Г.А.Урунтаева и др.) доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, так как дошкольный возраст — период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему, ценностных ориентиров. Важным является тот факт, с раннего возраста на занятиях необходимо показывать детям образцы народной культуры, примеры дружбы, толерантного отношения друг друга.

Работа над темой педагогического опыта осуществлялась на базе МАДОУ ДС № 1 «Белоснежка» в течение 2014-2016 учебных годов. Детский коллектив, посещающий гончарную мастерскую, представлен дошкольниками в возрасте 5 -7 лет. Базой для формирования данного педагогического опыта являлись воспитанники ДОУ в количестве 16 человек.

Работая воспитателем в массовых группах детского сада, автор опыта столкнулась со следующими трудностями:

-невозможность уделить должное внимание каждому ребенку в группе численностью двадцать и более детей (особенно в продуктивных видах деятельности, в художественном творчестве);

— неуверенность детей в своих силах;

-отказ детей от приложения умственных и творческих усилий, направленных на поиск путей выполнения намеченного.

Все это не способствует развитию творчества. В связи с этим возникла необходимость создать такие условия организации среды, при которых возможно осуществлять индивидуально-дифференцированный, личностный подход к ребенку.

Возможность решения этой проблемы появилась в условиях работы с небольшой подгруппой детей, когда на базе детского сада была создана гончарная мастерская. Предполагалось проведение занятий с шестью-семью воспитанниками. При отборе детей для посещения гончарной мастерской учитывались рекомендации психолога (на основе тестирования); рекомендации воспитателей групп (на основе определения способностей детей в повседневной жизни, в самостоятельной художественной деятельности, на занятиях); тестирования руководителя гончарной мастерской.

Возникла необходимость создания эстетически грамотной художественно-творческой среды гончарной мастерской для результативного обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь с дошкольниками на групповых занятиях, педагог наблюдает за ними, диагностирует детей, отмечает тех ребят, у кого навыки изодеятельности развиты лучше, кто из дошкольников заинтересован в изучении народного декоративно – прикладного творчества. Результаты предварительной подготовительно — диагностической работы представлены ниже.

Многолетняя практика автора опыта доказывает, что именно изобразительное искусство (в данном случае педагогом рассматривается народное декоративно – прикладное искусство) располагает неограниченными возможностями воздействовать на детей целым комплексом художественно — изобразительных средств, которые вместе взятые (в силу образно-конкретного мышления дошкольника) помогают каждому ребенку легче, ярче и правильнее понять объект искусства, влияют на развитие художественного вкуса.

К положительным моментам следует отнести то факт, что при работе с глиной развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. У детей накапливается сенсорный опыт, обогащается речь, развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Необходимо подчеркнуть важность занятий лепкой из глины в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. У дошкольников развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Занятия в гончарной мастерской дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш стремится в своих поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Процесс наблюдений за детьми позволил педагогу выделить один из основных показателей художественного восприятия произведений народного декоративно – прикладного творчества — умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, расписным игрушкам, поделкам. Для таких ребят характерен, как правило, низкий уровень мотивации к учебе.

Таким образом, изучение народного декоративно-прикладного искусства дошкольниками заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к лепке и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. Гончарное дело является неотъемлемой частью народного декоративно-прикладного искусства, активно влияет на формирование художественных вкусов у детей дошкольного возраста.

3 Педагогический опыт

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Данный педагогический опыт осуществлялся в течение 20014-2016 г. на базе МАДОУ ДС №1 «Белоснежка» ст. Переясловской муниципального образования Брюховецкий район. В данном педагогическом исследовании принимали участие 16 детей в возрасте 5-7 лет, они разделены на 2 возрастные группы (старшая 5-6 лет, подготовительная 6-7 лет).

В ходе работы:

— разработано перспективное планирование по основам лепки из глины;

— изучены работы исследователей, занимающихся данной проблемой;

— собраны материалы по истории развития различных народных промыслов;

— систематизированы и апробированы на практике эффективные методы и приемы, используемые при обучении дошкольников различным приемам лепки из глины;

— продумана и организована специальная развивающая среда в изостудии.

В ходе подготовительной работе по организации развивающей среды изостудии автором проведена большая работа по изготовлению практического материала:

  • разработаны дидактические и развивающие игры;
  • таблицы с алгоритмом народных росписей (петриковка, дымка и др. виды)
  • созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов: глина, краски, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги);
  • приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства;
  • основные образцы вылеплены из глины автором опыта;
  • подготовлены куклы для игровых и сюрпризных ситуаций с целью повышения мотивации детской деятельности и творческой активности — волшебница Глина, Незнайка, казак Петро.
  • оформлен в ДОУ мини-музей народного творчества.
  • Особое внимание уделено педагогом изучению нормативно – правовой документации:

-составлен перспективный план для работы с детьми 5-6 лет и 6-7 лет.

При разработке циклов занятий в разных возрастных группах педагогом учитывается не только возраст, но и уровень знаний изобразительных и практических навыков дошкольников, а также их жизненный опыт.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом автором опыта активно используются следующие формы работы:

  • занятия по декоративному рисованию, лепке,
  • дидактические игры;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • беседы по ознакомлению с искусством;
  • организация выставок;
  • проведение досугов и праздников;
  • работа с родителями воспитанников
  • индивидуальная работа с детьми и родителями;
  • экскурсии в музей кубанского быта

Проведение тематических бесед, посещение выставок позволяют детям получать первоначальные сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах; ребята учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом главная задача педагога – научить детей рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого эффективен приём сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например: при ознакомлении с дымковскими игрушками, дети рассматривают фигурки, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии ребятам демонстрируется филимоновская игрушка: детям предложено не только сравнить игрушки между собой, но и определить, чем они похожи и чем отличаются.

На занятиях по лепке и росписи готовых поделок дети овладевают некоторыми навыками и приёмами, используемыми народными мастерами. При этом педагогу необходимо самому владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, педагог учитывает характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа «ткани» (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а также узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, педагог не только готовит бумагу соответствующей формы, но и показывает предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

Работая по данному направлению достаточно давно, автор опыта акцентирует внимание детей на знакомстве с художественными средствами народной игрушки, представленные в следующей последовательности:

  1. Эстетическое содержание (тема, образ, идея).
  2. Объем.
  3. Архитектоника (соответствие частей игрушки, т.е. их пропорциональное соотношение).
  4. Круговая композиция (ее необходимо учитывать, чтобы игрушка выглядела объемной).
  5. Динамика (например: поза, положение головы и т.д.).
  6. Функциональное назначение ( кубанская керамика – посуда для кухни, дымковская — для украшения интерьера).

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации педагогом используются следующие методы и приемы:

  • создание игровой ситуации в начале занятия и во время рефлексии.
  • сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
  • обследование предмета или игрушки;
  • использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
  • показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
  • сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
  • рассматривание и описание детьми предметов (игрушек);
  • рассказ воспитателя об игрушках и мастерах;
  • составление детьми рассказов, использование произведений малых фольклорных жанров;
  • применение дидактических и хороводных игр с участием волшебницы Глины, казака Петра и т.п.

Важным, на наш взгляд, является такой этап работы, как самостоятельное обследование ребенком предметов народного творчества, включающее следующие действия:

  • взять игрушку в руки, потрогать, определить размер;
  • выделить устойчивость фигуры;
  • определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость);
  • уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное), которое необходимо учитывать при выборе способов лепки расположении налепов:
    • рассмотреть предмет (игрушку) со всех сторон;
    • установить пропорциональность туловища и головы;
    • рассмотреть по частям;
    • обследовать фигуры с закрытыми глазами.

Умение видеть в предметах (игрушках) каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать задания творческого характера:

  • украсить кокошники и фартуки для развлечения в стиле дымковской росписи;
  • изобразить букет, составленный из цветов петрикиевской росписи;

Использование заданий творческого характера, игровых моментов снимает напряжение, вызывает эмоционально – положительный настрой. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра (напр. «Муха-цокотуха»), вылепить сувениры к праздникам.

Чтобы сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее автор опыта использует музыку, литературный материал, элементы театрализованной деятельности.

Эффективность проводимой работы во многом зависит от эмоциональности, профессионализма и увлеченности педагога. От качества организации педагогом занятий в гончарной мастерской будет зависеть формирование у детей умения воспринимать и оценивать мастерство народных умельцев. Как показывает практика автора опыта, занятия по знакомству с декоративно – прикладным творчеством обладают большим воспитательным и образовательным потенциалом, обогащая духовный мир дошкольников

         3.2 Актуальность педагогического опыта

Проблема творчества – одна из основных проблем развития личности ребенка. Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в период века информационных технологий стоит сейчас особенно актуально.

«…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» (из ФГОС)

«Задача воспитателя — это не подготовка будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества», — утверждает исследователь А.А. Грибовская.

В нашем детском саду уделяется внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности непосредственно увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках дымковскую игрушку, изделия гончаров дети могут, так как педагог владеет навыками гончарного мастерства. К сожалению, дети не имеют представление о Петриковской росписи, которая появилась у нас на Кубани в период переселения запорожских казаков.

Изучая историю, особенности Петриковской росписи, можно проследить многовековой путь развития Кубани, традиции, быт и жизнь простого казака. Поэтому наши задачи: создать микроклимат добра и взаимопонимания, подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавлять личность ребенка, его волю, а воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому работу нужно организовывать таким образом, чтобы ребятам на занятиях было интересно работать с предметами народно — прикладного творчества.

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предков оказалось очень важной и актуальной темой. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер.

Знакомство с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Необходимым условием построения современной системы художественно — эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями»

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность, на наш взгляд, приобретают исследования ученых, посвященных воспитанию у дошкольников художественного вкуса средствами народного декоративно – прикладного творчества, формированию у них творческих умений, осознанию ими чувства прекрасного.

Методологической основой данного педагогического опыта являются:

  • основные положения дошкольной психологии и педагогики, дидактики по проблеме формирования художественно — эстетической культуры воспитанников ДОУ;
  • научные публикации искусствоведов по вопросам определения места и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
  • современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность процессов развития, обучения и воспитания человека;
  • принципиальные положения отечественной и зарубежной методики, связанные с повышением эффективности обучения дошкольников изобразительному искусству;
  • исследования по смежным проблемам, отражающие обоснования специфики включения декоративно-прикладного искусства в учебно — воспитательный процесс.

В теоретической части своего опыта автор исходила из того, что познание основ народного искусства — путь, исторически сложившийся в системе дошкольного образования. Выверенные в течение десятилетий формы обучения, базирующиеся на творческом освоении традиционного художественно-образного декоративного языка народного искусства, могут и в настоящее время быть актуальными и востребованными. По своим возможностям, разнообразию и богатству художественных образов, неповторимости пластического ритма видения они могут быть использованы и в практике дошкольных детских учреждений при условии соответствующей организации учебного процесса.

Практически во всех современных научных исследованиях, посвященных различным вопросам включения народного творческого наследия в содержание художественного образования, отмечается феномен положительного влияния занятий декоративно-прикладным искусством на формирование художественной культуры детей и повышение эффективности обучения изобразительному искусству.

Наиболее полно и ярко культурологическая направленность в истолковании принципов включения различных форм и видов народного декоративно-прикладного искусства в образовательных учреждениях нашла свое выражение в конце 70-х годов прошлого века в результатах исследовательской и педагогической деятельности Т.Я. Шпикаловой, Н.П. Сакулиной.

К числу исследований, посвященных разработке теоретических основ эстетического воспитания дошкольников и младших школьников, относятся особо ценные для нас труды: Т.Г. Казаковой, А.А. Грибовской, Ю.В. Максимова, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, И.Я. Богуславской, Н.А. Ветлугиной, Н.Б. Халезовой.

В основу разработанной автором опыта технологии развития эмоционально-чувственного мира ребенка были положены рекомендации видных российских педагогов Е.Флериной, К.Лепилова о необходимости внимательно, бережно относиться к эстетическим проявлениям ребенка, обучать, но осторожно, не убивать, а побуждать ростки творчества. Также автор опирается на исследования и реализацию основополагающих принципов педагогики и психологии признанных авторов программ по художественному воспитанию (Д.Н.Воробьевой, Т.Н.Дороновой, Т.А.Копцевой, С.К.Кожухиной, И.А.Лыковой, Т.С.Комаровой); использует педагогические технологии развития творческих способностей детей, эстетического развития личности.

Указанные авторы внесли значительный вклад в становление и развитие проблемы обучения изобразительному искусству, справедливо полагая, что художественная деятельность в области народного декоративно-прикладного искусства является одним из определяющих факторов в формировании гармонически развитой личности, развитии ее творческих задатков и качеств.

На сегодняшний день, несмотря на широкое признание воспитательно-развивающих возможностей самой декоративно-прикладной деятельности, остается ряд нерешенных вопросов о взаимодействии декоративно – прикладного искусства и педагогики: не решена проблема ликвидации размежевания в постановке учебных и творческих целей и задач — проблема параллельности функционирования в границах одного учебного предмета двух художественных систем, двух художественных миров, имеющих общую природу происхождения — реалистического и народного декоративно-прикладного видов изобразительного искусства, что отрицательно сказывается на результатах обучения изобразительному искусству в целом. Также нет достаточной ясности и в вопросах роли декоративного творчества именно в формировании художественной культуры, так как нет полного понимания сути влияния на художественное развитие ребенка специфического содержания обучения изобразительному искусству, связанного с освоением пластически-образного языка народного декоративно-прикладного искусства. И в этом аспекте не сформировано устоявшееся мнение о принципах отбора единиц народного искусства и их дидактической композиции в содержании художественного образования.

Осуществленный педагогом анализ научных исследований, практического опыта и программ по изобразительному искусству, позволил выявить основное противоречие, заключающееся в рассогласованности между необходимостью сохранения преемственности в духовно-культурном и интеллектуальном развитии личности и уровнем подготовки дошкольников к выполнению социальных функций по сохранению и совершенствованию опыта ребенка, в котором оптимальным образом реализуется художественный и воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества.

3.4 Результативность педагогического опыта

Результаты данного педагогического опыта работы свидетельствуют: о том, что лепка из глины позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, которые являются реакцией на происходящее. В любом случае любовь к детям, знание его индивидуальных особенностей и потребностей, душевное созвучие помогают педагогу успешно ввести детей в мир фантазий, радости, творчества.

Работая с воспитанниками МАДОУ ДС № 1 «Белоснежка» ст. Переясловской, автор опыта пришла к выводу, что у дошкольников, посещающих занятия в гончарной мастерской, создается соответствующий эмоциональный настрой, способствующий развитию творческого потенциала:

— дети с большим интересом относятся к работе на гончарных кругах, они осваивают народные промыслы, нетрадиционные материалы и техники лепки из глины;

— дошкольники стремятся к выражению своего отношения к народному декоративно – прикладному искусству;

— у детей развивается художественный вкус и эстетическая восприимчивость народной игрушки и предметов быта казаков.

— у дошкольников формируются коммуникативные способности, эстетическое отношение к окружающему миру;

— дети стали усидчивыми, пытливыми, инициативными, научились планировать свои действия и доводить их до конца;

— повышается личностная самооценка воспитанников.

Главным показателем усвоения детьми содержания представленной автором программы является значительное повышение интереса детей к изучению народного декоративно-прикладного искусства, способность самостоятельно использовать навыки и умения в самостоятельной художественной деятельности.

Как уже говорилось выше, дети, посещающие занятия в гончарной мастерской, в начале учебного года проходят первоначальную диагностику, в конце учебного года повторное диагностирование. С целью проверки уровня усвоения программы автор предлагает использовать творческие диагностические задания, дидактические игры и упражнения (Приложение № 8).

Оценка детских работ осуществлялась по следующим критериям и показателям (Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой, О.М. Дьяченко и др.):

  • знание характерных особенностей народных промыслов Дымка и Петрикиевская роспись.
  • умение рисовать узоры и орнаменты в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;
  • умение лепить глиняную игрушку;
  • умение расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла;
  • знания о народном декоративно-прикладном искусстве.

В представленных ниже диаграммах можно проследить положительную динамику результативности данного опыта работы за 2014- 2016 уч. годы, описание диаграмм приведено ниже.


Шкала развития творческих способностей детей

 

 
 
 
   

 

       
 
                   
 
 
                     
 
 
             
 
       
 
       
       

 

 

 

 

 

 

 

В результате проведенного исследования видно, что у детей, которые занимались в условиях гончарной мастерской показатели уровня развития знаний и навыков по декоративному творчеству гораздо выше в сравнении с 2014 годом. Так, на заключительном этапе исследования (2016г – подготовительная группа) отсутствуют дети с низким уровнем развития, в то время как в начале (2014-2015 уч. года эти же дети старшей группы) 40% детей имели низкий уровень развития, 60% — средний).

О результативности проводимой работы педагога свидетельствуют также следующие показатели творческого роста детей:

  • дети самостоятельно обследуют народную игрушку, последовательно выделяя в ней отдельные части и устанавливая соотношение между ними (цвет, форму, величину, пространственное расположение частей), замечают сочетания цветов, расположение элементов узора, находят свои способы изображения предметов и явлений действительности в соответствии с замыслом;
  • самостоятельно планируют последовательность изобразительных действий для достижения целей в практической работе;

_самостоятельно подбирают технику и инструментарий для работы;

  • передают в лепке выразительность образа, используя сочетание различных способов лепки;
  • умеют свободно владеть кистью, другими средствами рисования;
  • различают виды изобразительного искусства.

Результаты проведенной работы свидетельствует о том, что у воспитанников сформировано умение анализировать, выполнять из глины народную игрушку; дошкольники знают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративное искусство; изображают игрушки по памяти и с натуры, предавая их особенности (форма, цвет, пропорции); умеют изображать сюжет, передавать движение людей, животных, замечают красоту окружающего мира; планируют свою деятельность в достижении конечных результатов, самостоятельно подбирают инструментарий.

Подготовленные автором опыта развлечение «Ярмарка дымковских игрушек» и проект «Дымковская игрушка» — результат творческого подхода педагога к делу. В данных мероприятиях с удовольствием принимают участие не только дети, которые посещают гончарную мастерскую, но и дети старших групп детского сада.

Для достижения высоких результатов по реализации содержания большое значение имеет работа с родителями воспитанников, чья личная заинтересованность занимает ведущее место. В работе педагогом используются как традиционные формы работы: консультации, анкетирование, организация совместных досугов, так и нетрадиционные формы: привлечение родителей к изготовлению поделок и посещение музея, участие в выставках, конкурсах, выполнение творческих заданий по народному декоративно-прикладному искусству.

 

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

 

Новизна теоретическая и практическая значимость данного педагогического опыта состоит в следующем:

— использование ИКТ;

— совершенствование традиционных приемов и методов и поиск более эффективных;

— использование гончарных кругов в изготовлении кубанской посуды;

— разработано перспективное планирование;

— апробированы на практике приемы, упражнения, дидактические игры, внедрены в собственную практику работы элементы новых методик,

— составлены и апробированы методические пошаговые таблицы для детей по выполнению техник различных народных промыслов (петриковка, дымка);

— педагогом организована просветительская работа с педагогической и родительской общественностью (консультации, мастер- классы);

  • проведена значительная работа по подготовке и распространению печатной продукции (памятки, буклеты).

Содержание данного опыта, основанного на многолетнем опыте работы педагога, подтверждает, что в ходе грамотно организованной систематической работы воспитателя у дошкольников совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта, а также развивается память, воображение.

Анализ эффективности проводимой работы подтверждает, стабильные результаты осуществляется за счёт:

  • взаимодействия педагога с детьми;
  • использования личностно — ориентированной модели обучения;
  • осуществления комплексной совместной работы: воспитателя – ребенка — родителей.

Необходимым условием эффективного функционирования данного опыта является:

— создание условий, поощряющих положительную инициативу, творчество и самостоятельность детей;

— доступность используемого учебного материала, основанного на получении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, стремление к выражению своего мнения, своего отношения к действительности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в необходимости создания определенных условий для творческой деятельности, в которых ребенок эмоционально – свободно и заинтересованно сможет творить, создавать что-то свое уникальное и тем самым выражать себя, познавать и совершенствоваться, формировать в себе потребность в положительных действиях, поступках и эмоциях.

 

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Лепка из глины- это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Следует сказать, в детском саду уделяется недостаточно внимания знакомству детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, изучению народных традиций, приобщению детей к народному творчеству посредством, например, дымковской и филимоновской игрушки, хохломской и гжельской посуды.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей (воображение и образное мышление), которые способствуют приобщению детей к народному искусству; помогают закрепить практические навыки, полученные ранее; учат анализировать, сравнивать и развивают творческое воображение у детей дошкольного возраста.

Основная цель данного опыта: обосновать и изучить педагогические условия и особенности художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста, а также разработать и апробировать на практике эффективные методы и приемы в условиях гончарной мастерской.

Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе работы над опытом была сформулирована гипотеза исследования: лепка из глины очень интересна для детей, увлекательна, но при условии успешного овладения ею педагогом и дошкольниками. Только в этом случае может быть обеспечено всестороннее развитие ребенка. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивают детям радость творчества. Второй этап имеет практическую направленность и включал:

  • организацию работы, направленной на обогащение художественного опыта детей путем ознакомления с народным декоративно — прикладным творчеством;

—     разработку и апробацию серии занятий по лепке игрушек и посуды с помощью гончарного круга

Следующим этапом были определены основные направления работы с детьми:

Первое направление. Знакомство детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (Дымковская игрушка) Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление. Обучение декоративному рисованию, лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепки.

Третье направление. Формирование детского творчества, детского видения, самостоятельности      

На занятиях в гончарной мастерской педагог учитывает принцип доступности, выстраивая материал от простого к более сложному. В связи с этим знакомство с народным декоративно – прикладным творчеством целесообразно начинать со знакомой всем дымковской игрушки.

Многолетняя практика автора опыта показывает, что ребятам нравится

дымковская игрушка.

При изучении данной темы ставятся следующие задачи:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
  2. Сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора.
  3. Воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества).
  4. Учить детей лепить дымковскую игрушку.
  5. Учить детей расписывать игрушку (плоскостную, объёмную).
  6. Воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов.
  7. Развивать чувство цвета и цветовое восприятие.

Изделия народных мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Многим детям нравятся красивые, богатые по лепному оформлению и росписи куклы — барыни, козлы, кони и петухи с расписными хвостами.

Для осуществления задач эстетического и художественного воспитания дошкольников программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Используют лепную игрушку в основном на занятиях по изобразительной деятельности.

Знакомя детей с дымковской игрушкой, мы обогащаем их представления о прекрасном и вызываем интерес к украшению предметов. Любуясь игрушкой, дети видят яркие цветовые образы, учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учимся делать клетки — пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками. Для росписи доступными им элементами дымковской техники детям следует предлагать силуэты (из белой бумаги) дымковских игрушек: уточек, козликов, коней.

В 5 лет дети уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и др.). Затем при росписи включаем два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, тычками, составлять простейшие композиции.

При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь необходимо учить ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов, тычками; давать оценку сделанной своими руками игрушке, подмечать красоту, оригинальность изделия.

Дети 5-6 лет могут, самостоятельно, создавать изображения по мотивам народной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Часто, расписывая силуэты, старшие дошкольники использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни.

Готовить детей к поделке игрушек из глины педагог начинает с 5 лет. Мы берем простые задачи — лепим шарики, колобки, лепёшки, печенье, затем их расписываем — точками, полосками. Позже – это уточки, козлики, далее– лошадки, барыни, индюки.

Ребят привлекают ярко расписанные петухи, кони, поросята, медведи и куклы, олень с золотыми рогами, занятные композиции «Христос воскресе», «Нянюшка»

Все игрушки очень веселые, жизнерадостные и выполнены, порой, с большим юмором, например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар». Детям нравится рассматривать игрушки и слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.

В старшей группе ребятам можно рассказать, что изготавливают эти забавные игрушки в городе Кирове прославленные на весь мир мастера — народные умельцы.

Одни фигурки делаются для игр (свистульки), другие — для украшения комнат. Хорошо, если такой рассказ сопровождает выставка из 10-15 игрушек, разных по росписи и содержанию, расписанные ранее другими детьми.

В подготовительной группе рассказ воспитателя становится более углубленным. Ребята узнают о процессе изготовления игрушки, о способах лепки барынь, коней, козлов; им нужно рассказать о том, что игрушка после лепки хорошо просушивается и обжигается в муфельной печи при высокой температуре, а затем окрашивается в белый цвет (грунтуется) и расписывается. По ходу рассказа ребята внимательно рассматривают игрушки, их форму, отдельные детали композиции, роспись. Экспозиция выставки может продлиться несколько дней.

Свой рассказ об игрушке педагог дополняет чтением книг о народных мастерах, показом иллюстраций с изображением процесса изготовления игрушек и показом презентаций.

Следует воспитывать бережное отношение к изделиям народных мастеров, поэтому фигурки по возможности не дают трогать руками, а приучают детей пользоваться во время рассказа указкой. Им объясняют, что роспись сделана на белом фоне и если игрушку трогать, руками, она скоро испачкается, узор на ней испортится.

Знакомство с дымковской игрушкой осуществляется в детском саду в течение всего года. Дети постепенно привыкают к ней и перестают путать ее с другими народными игрушками. Очень эффективно использование «Дымки» на занятиях по декоративному рисованию и лепке. Игрушка помогает знакомить детей с пропорциями, формой, которая хоть и условна, но вполне доступна детям,

Опыт работы показывает, что после лепки по дымковской игрушке ребята начинают свободнее подходить к изображению предметов. Так, во время лепки «Няни с младенцем» дети старшей группы, как правило, лепят маленькую куклу, которую завертывают в пласт глины — «одеяло». Но уже в подготовительной группе при соответствующем обучении и под воздействием условной формы народной игрушки многие дети берут пласт глины, лепят конвертик для младенца и лишь прикрепляют к нему голову куклы. Рассматривая глиняные фигурки, дети постепенно усваивают способы лепки. Сама форма изделий подсказывает их. Кроме того, игрушка помогает научить ребят изображению сказочных персонажей.

Рефлексия, проводимая с детьми подготовительной группы, показывает, что после лепки народных игрушек ребята лучше справляются с образами героев сказок. Они свободно используют знакомые пропорции и формы дымковских фигурок, применяют те же способы лепки. Детям нравится, что они лепят так же, как народные умельцы, и стараются сделать свою работу похожей на образцы, которые им показывают.

Лепка дымковских игрушек проводится с натуры после тщательного анализа формы, пропорций и деталей. Например, предлагая вылепить куклу с коромыслом, воспитатель объясняет, что изображается фигурка, спрашивает детей, все ли они видели, как носят воду на коромыслах. Следует обратить внимание ребят на красоту и стройность всей формы фигурки, рассмотреть положение рук, детали одежды и ведра, которые забавно раскачиваются на коромысле.

В рисовании применяются элементы дымковской росписи. Они очень просты. Это полосы, точки, круги, кольца, овалы, расположенные на поверхности изделия по принципу сетчатого орнамента.

Сначала ребята учатся располагать их на полосе, квадрате, в круге, а затем уже на фигурках, вырезанных из бумаги. Постепенно дети овладевают умением составлять узоры по элементам и колориту, напоминающие дымковскую роспись.

Следующий этап — роспись барышни. Расписывать можно непосредственно по готовым образцам или раскрасить фигурку по собственному замыслу, пользуясь таблицей элементов дымковской росписи.

В старшей группе, при росписи кукол, необходима помощь наставника, так как детям шестого года жизни трудно расписать самостоятельно объемную форму, а в подготовительной группе все делают сами дети на занятиях декоративным рисованием. Во время росписи куклу держат в руках или ставят на гончарный круг или турнетку. Это дает возможность, не касаясь фигурки руками, равномерно покрыть ее узором.

Образцы игрушек ставятся перед каждым рядом столов на уровне глаз детей, время от времени их поворачивают так, чтобы ребята могли видеть их со всех сторон. Каждый раз, показав игрушку с другой стороны, воспитатель возвращает ее в прежнее положение, и дети продолжают лепку.

Особый интерес у ребят вызывает знакомство с Петриковской росписью. Эта тема изучается в подготовительной группе. На занятиях мы изучаем историю появления этого народного промысла. Детям в доступной, познавательной форме рассказывается о том, что Петриковская роспись (Петриковка) появилась много лет назад на Кубани. Ее основатели, разработчики – наши далекие предки. На наш взгляд, изучение данной темы актуально и важно для подрастающего поколения, т.к. расширяет представления детей о культуре, традициях малой родины.

Этапы знакомства с Петриковской росписью:

  1. посещение краеведческого музея, кубанской комнаты;
  2. проведение тематических бесед, рассматривание фотографий, иллюстраций с целью познакомить детей с особенностями кубанской живописи;
  3. научить детей рисовать элементы росписи, составлять композиции на бумажных силуэтах;
  4. воспитывать уважение, интерес к кубанский культуре, кубанскому промыслу.

В Петриковской росписи преобладает растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве. Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы с детьми мы используем: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи № 2, 3, 4, палитра, вода, тычки разных размеров. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1. Небольшие композиции в виде открыток, называют «малёвками», обычно ребятам нравится их выполнять: карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев; чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Следует отметить, что методической и дополнительной литературы по Петриковской росписи не так много, поэтому автором данного опыта сделана попытка не только систематизировать теоретический и практический материал, но составить пошаговые методические рекомендации по изучению Петриковской росписи. В данной работе представлены по шаговые таблицы выполнения росписи.

Практика многолетней работы автора опыта подтверждает, что воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным, систематичным. Ко­лыбельные песни, сказки ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они в детстве окружают ребенка. В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, не­отделимо от общения людей между собой, от общения с природой. Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями русского народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к культуре, фольклору, быту, нравам, традициям своего народа

Выводы

Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать искусство.

Произведения народного декоративно – прикладного творчества, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Народные игрушки воссоздают все богатство и многообразие русской культуры.

Лепка из глины как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Значение занятий лепкой из глины для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Работа с глиной должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Занятия с небольшой группой детей в условиях гончарной мастерской в отличие от занятий, проводимых в массовых группах, изучение предметов народных промыслов, использование нетрадиционных техник изображения, имеют ряд преимуществ:

  1. воспитанники с большим интересом относятся к учебной деятельности;
  2. повышается личностная самооценка дошкольников;
  3. достигаются высокие результаты деятельности, важные для ребенка и для педагога.

Рекомендуется руководителям и специалистам дошкольных учреждений создавать такие условия для художественного творчества, в которых дошкольники эмоционально-свободно и заинтересованно смогут творить, создавать что-то свое уникальное и тем самым выражать себя, познавать и совершенствоваться, формировать в себе потребность в положительных действиях, поступках и эмоциях.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания продукта труда необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Необходимо также отметить, что лепка игрушек и посуды из глины является и средством эстетического воспитания. В процессе лепки в условиях специальных занятий или в гончарной мастерской создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Яркость, выразительность образов в произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке и росписи. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Декоративно – прикладное творчество для детей — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, моторного, трудового. В результате систематических занятий лепкой в гончарной мастерской формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь.

Ребенок, занимаясь данным видом деятельности, постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, работа с глиной имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей. В целом поставленные автором цель и задачи данного педагогического опыта можно считать выполненными.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  3. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980.
  4. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: издательство «Скрипторий», 2008.
  5. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1985.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. — М.: Педагогика, 1990.
  7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1995.
  8. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников», изд-во «Педагогическое общество России», 2005 г.
  9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л. Прохорова// — Дошкольное воспитание. – 1996.- №5.
  10. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. — М.: 1982.
  11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка – Синтез, 2005.
  12. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е.А. Флёрина. — М.: 1996.
  13. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., 1983.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все права защищены. МАДОУ ДС №1 "Белоснежка" ст.Переясловской муниципального образования Брюховецкий район © Создание и поддержка сайтов КомпАС

Наверх