Home
Опыт работы по теме «Развитие способностей к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала» Reviewed by Momizat on . ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «Развитие способности к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала». Серопол Лариса Ник ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «Развитие способности к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала». Серопол Лариса Ник Rating: 0

Опыт работы по теме «Развитие способностей к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала»

ОПЫТ РАБОТЫ

ТЕМА: «Развитие способности к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала».

Серопол Лариса Николаевна, воспитатель

 

Содержание

 

  1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.……………………………………………………………….…..……3

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании ……………………………………6

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.………………………………………………………………………..……. 6

  1. Психолого-педагогический портрет воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……. 8
  2. Педагогический опыт

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в

представленном педагогическом опыте ……………………………………….. 9

3.2 Актуальность педагогического опыта …………………………………….. 18

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.…………………………………………………………………………..… 19

3.4 Результативность педагогического опыта ……………………………… .. 25

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического

опыта ………………………………………………………………………..…… 29

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта..………………………………………………………………..………….. 29

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………….. 29

  1. Вывод ………………………………………………………………………….31
  2. Список используемой литературы …………………………………………. 33

1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

Мыслительные операции являются главным инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их развитие является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Логическое мышление начинает формироваться к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте и необходимо максимально уделять времени для работы с детьми по развитию у них логических и мыслительных операций.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят занимательные игры и упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования занимательного игрового материала можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.

Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в нем занимательного игрового материала уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Михалова З.А. и многие другие.

Изучены труды известных психологов А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. М. Мушиной, Г. И. Минской, С. Л. Новоселовой. Результаты проведенных ими исследований дают основание полагать, что специальные развивающие формы обучения таят в себе мощные резервы для умственного развития.

Проблеме занимательности посвящены труды по психологии и педагогике (Ю.К. Бабанский, К.А. Лыгалова, Д.И. Трайтак, И.Д. Синельникова, Н.И. Гамбург и др.). Психолог П. Кудлер, отмечал, что наука развивается так быстро, что человек не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных.

Психолог и педагог Я.И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Как показывают исследования психолога Н.И. Гамбург, шутки, курьезы способствуют активизации мысли, озадачивают и побуждают к поиску.

Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

Педагог З.А. Михайлова отмечает, что при решении занимательных задач дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению.

Каждая занимательная задача включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала дает основание для его систематизации. На мой взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

– развлечения;

– математические игры и задачи;

– развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения — головоломки, ребусы, лабиринты — интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача — упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.

Решение занимательных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем, смекалки, сообразительности.

Особо важным, по мнению З. А. Михайловой, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Таким образом представлена история темы нашего педагогического опыта в отечественной педагогике

1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

В течение 5-ти лет я работаю над темой «Развитие способности к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала». Если первые два с половиной года я собирала теоретический материал, изучала историю этого вопроса, отрабатывала практическую составляющую опыта, собирая его по крупицам из всех возможных источников, в том числе и из интернета, систематизировала собранный материал в методический сборник, то последующие 2,5 года работы в ДОУ «Белоснежка», были посвящены изучению и освоению интерактивного оборудования, интерактивных игр и упражнений, их применению в работе с детьми по изучаемой теме, а также созданию серии авторских интерактивных игр и использованию их в работе.

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, определяющая успешность выполнения любых задач.

Интеллект у детей — это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию ребенка в социуме.

Мышление – это познавательная деятельность человека; способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях

Мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация. Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение — установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими- либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных.

Занимательный материал – это материал, используемый в обучении, представляющий собой различные дидактические средства, возбуждающие интерес и внимание учащихся и стимулирующие их к познанию и изучению нового.

Математические развлечения — это головоломки, числовые курьезы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Математические игры — это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «По четыре» и др. Игры «Вычислительная машина», «Чудо-мешочек» предполагают строгую логику действий.

«Интерактивный» обозначает возможность беседовать, взаимодействовать с кем-либо.

Интерактивное оборудование — это инновационные устройства, с помощью которых можно отображать, записывать, анализировать информацию.

Интерактивная доска, интерактивный стол — разновидности интерактивного оборудования

  1. Психолого-педагогический портрет воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Работа над темой педагогического опыта осуществлялась на базе МАДОУ ДС № 1 «Белоснежка» в течение 2014-2016 учебных годов. Детский коллектив представлен дошкольниками в возрасте 5 — 7 лет в составе 20 человек.

МАДОУ ДС №1 «Белоснежка» был открыт для посещения воспитанниками в июне 2014 года. В старшую группу было принято 20 мальчиков и девочек 15 из которых ранее не посещали дошкольное учреждение, 5 человек – перешли из других детских садов района. В целом уровень освоения образовательных областей был на низком уровне. Отмечалось слабое развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения и т.д). Дошкольникам тяжело было «найти лишнее», классифицировать предметы по определенному признаку, обобщить их.

Возникла необходимость создания максимально благоприятных условий для успешного освоения вновь пришедшими дошкольниками всех образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. В первую очередь передо мной встала задача – развить интеллект дошкольников, способность к логическим действиям, операциям.

Многолетняя практика, опыт работы по развитию вышеназванных процессов позволил мне начать апробацию накопленного ранее материала по теме Развитие способностей к логическим действиям и операциям старших дошкольников с помощью занимательного игрового материала» на дошкольниках в условиях МАДОУ ДС №1 «Белоснежка» с активным применением интерактивных технологий

  1. Педагогический опыт

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте

Любая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число — реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность любому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» — заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок — дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Из всего многообразия занимательного игрового материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное их назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировке в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое мышление.
  6. Обучая детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от них правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как:  «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут», «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Которой игрушки не стало?» и многие другие я использую на занятиях, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования   чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т.д.

  1. 2. В старшей группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, я обозначала их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Я использую также такие игры в путешествии во времени как: «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток использую карточки для каждого ребенка с картинками частей суток.
  2. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади — стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Играя с детьми, я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
  3. 4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игры «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
  4. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. На сегодняшний день популярностью пользуются такие игры, как «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Уникуб», «Сложи узор».

Блоки Дьенеша  – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Наши любимые игры: «Кодовый замок» или «Третий лишний», «Найди клад» или «Куда спрятался щенок», «Подбери по цвету», «Автотрасса (Построй дорожку)».

Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

А на этом занятии ребята попали в болото. Строят крепкий мостик. Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые

Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

«Загадки без слов»

Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться.

Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой.

А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг.

«Раздели блоки»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Мною была разработана дидактическая игра «Животные и растения Красной книги Краснодарского края», где развивается умение выделять из группы геометрических фигур нужной, умение составлять предмет из частей, развивает мыслительные операции (сравнение, обобщение) на основе представлений детей об охраняемых законом Татарстана растениях и животных.

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера  используются мной как игровой  материал.  Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе    палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других   математических   понятий.

Игра «Сложи узор»  состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3 и даже 4 — цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам — заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

Уникуб  — это еще одна игра для детей с кубиками. Кубики из этой игры предназначены для создании у ребенка представлении о трехмерном пространстве. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий «Уникуба» может использоваться как игра для детей от 2-х до 15-ти лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление — нет одинаково окрашенных кубиков, все двадцать семь кубиков разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика шесть. Потом оказывается, что кроме единственных есть и восемь триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться, необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 группы: математические игры и задачи, развивающие игры и упражнения, развлечения.

О дидактических играх сказано выше, остановимся на развлечениях

Математические развлечения

К математическим развлечениям относится: головоломки, ребусы, ла Например, головоломки могут быть:

  • арифметическими (угадывание чисел),
  • геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки),
  • буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады).

Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Математические игры и задачи

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например: Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать.

(Часы)

Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения.

Например:

  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весит курица, если будет стоять на двух ногах?

Английское слово «интерактивный» обозначает возможность беседовать, взаимодействовать с кем-либо. По сравнению с активными методами интерактивные ориентированы не только на обширное взаимодействие воспитателя с дошкольниками, но и на взаимодействие последних друг с другом, а роль дошкольника становится доминирующей в процессе обучения. Роль же воспитателя здесь сводится к разработке плана действий и направлению деятельности дошкольников к достижению предложенных целей.

Работа с интерактивной доской и интерактивным столом позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивного оборудования в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития интеллекта, способностей к логическим действиям и операциям.

Преимущества использования интерактивных игр для ребенка

1) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;

2) Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а так же активизирует умственную деятельность;

3) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

4) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;

5) Побуждение детей к познавательной деятельности;

6) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)

7) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

8) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;

9) Развитие способностей к логическим действиям и операциям

10) Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;

11) Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;

11) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)

Используя интерактивное оборудование, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей

В настоящее время существует огромное количество интерактивных игр. Однако из всей массы имеющихся не всегда можно найти нужную. Для этого были освоены навыки разработки авторских интерактивных игр, которые: интегрируют различные образовательные области (один из принципов развития современного дошкольного образования); сочетают отдельные элементы разных видов игр при руководящей и обучающей роли взрослого; в процессе данных игр происходит упражнение, закрепление, совершенствование имеющихся навыков, а так же развитие психических процессов и формирование новых качеств личности ребенка

3.2 Актуальность педагогического опыта

Актуальность темы обобщения педагогического опыта обусловлена тем, что на современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и развития его интеллектуальных способностей.

В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности дошкольника. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а формирование самостоятельной личности ребенка, развитие его творческих и интеллектуальных способностей, а эти способности развиваются только при определенных условиях.

Непременным условием развития интеллектуальных способностей является обогащенная предметно — пространственная среда. Это, прежде всего, наличие занимательного игрового материала. Основная цель его использования — формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

 

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

В Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Приоритетом Программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

В комплексном подходе к воспи­танию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловаж­ная роль принадлежит заниматель­ным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве­та, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

3начение занимательного игрового материала для развития детей чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с познавательным развитием осуществляется речевое и физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Значение таких игр в физическом развитии детей необходимо рассматривать с точки зрения их оздоровительного влияния на организм ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы. Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельно­ сти, т. е. к будущему обучению в школе. Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус. И, наконец, положительная оценка выполнения детьми игрового задания вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его самочувствии.

С помощью занимательных игр решаются задачи эстетического воспитания. Для этого дидактический материал (игрушки, кар­ тинки, разнообразные предметы) должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям: для изготовления игрового материала необходимы прочные краски, он должен храниться в хорошо оформленных коробках, пакетах, папках. Для того чтобы материал дольше сохранялся и не терял своего вида, можно некоторые виды карт закрывать скотчем или ламинировать: это предохраняет карту от загрязнения, разрушения, кроме того, таким пособием удобно пользоваться. Весь практический игровой материал для занимательных игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его исполь­ зования – уголке занимательной математики (игротеке). Яркие, красивые игры, игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ними. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым обору­ дованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают лучше понимать красоту окружающего мира.

Весь занимательный материал, так или иначе, связан с решением задач социально-коммуникативного развития:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружаю­щим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности человека, об отрицательном отношении к амораль­ным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. «Овладеть правилом — это, значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче». Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, честность, правдивость, умение действовать сообща, прихо­дить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В центре внимания педагога — воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, к людям разных национальностей, любовь к Родине, ее столице — Москве, родному краю, к спортсменам, борющимся за честь страны. Формируются также социальные качества личности ребенка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

Логические задачи и упражнения, физминутки, считалки, дидактические игры используются и в целях трудового воспи­тания. Однако и здесь содержание должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении игрового материала. Старшие дошколь­ники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят материал для игры, они потом бережнее к нему относятся. Так, наряду с готовыми (серийного производства) играми, используется материал, изготовленный и собранный вместе с детьми. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. В процессе выполнения самостоятельных работ на листах, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками са­моконтроля и самооценки.

Таким образом, обучение математике детей, до­ школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в до­ школьном возрасте интереса к мате­матике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредото­чивать внимание на проблеме. При этом роль несложного занимательного мате­матического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач все­ стороннего развития и воспитания. Таких как: активизировать умственную дея­тельность, заинтересовывать мате­матическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять по­ лученные знания и умения, упраж­нять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательный материал также с целью формирования представле­ний; ознакомления с новыми сведе­ниями. При этом непременным усло­вием является применение системы игр и упражнений. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует ак­тивность, проявление нравственно-волевых усилий: преодоление труд­ностей, возникающих в ходе реше­ния, доведение начатого дела до кон­ца, поиск ответа до получения ка­чественного результата. Решение разного, рода нестан­дартных задач в дошкольном воз­расте способствует формированию и совершенствованию общих умствен­ных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространствен­ных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа зани­мательной задачи, поисковых дейст­вий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понима­ния задачи, высоком уровне поиско­вых действий, мобилизации прош­лого опыта, переносе усвоенных спо­собов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников не­ стандартная задача, целенаправленно к месту использованная, высту­пает в роли проблемной. Здесь на­ лицо поиск хода решения выдвиже­нием гипотезы, проверкой ее, опро­вержением неправильного направле­ния поиска, нахождением способов доказательства верного решения. Это способствует формированию таких личностных качеств как – настойчивость, целеустремлённость. Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каж­дого воспитанника. В занимательных играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные — настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отри­цательные — эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мыш­ления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются, в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В играх проявляются и такие черты характера ребенка, кото­рые могут служить примером для других: товарищество, отзыв­чивость, скромность, честность и др. Воспитатель обращает внимание играющих на эти качества, делая это очень осторожно. Так, с помощью игры выявляются индивидуальные особеннос­ти детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелатель­ные проявления в характере своих воспитанников. Здесь большое значение имеют не только правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре; если начал игру с товарищами, не бросай ее без их согласия; помни, что к материалам для игр надо бережно относиться, так как потеря фишек, карточек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть. Поэтому, закончив игру, сложи все в короб­ ку, конверт проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери на место. Все эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3.4.Результативность педагогического опыта

На начальном этапе нашей работы был проведен мониторинг уровня развития мыслительных операций у детей старшей группы.

Для выявления уровня развития мыслительных операций нами использовались:

— Методика Р.С. Немова;

— Методика Н.А. Бернштейна;

— Методика «Четвертый лишний».

Диагностика по методике Р.С. Немова включила в себя одно задание «Что здесь лишнее», диагностика Н.А. Бернштейна включила задание «Последовательность событий», методика «Четвертый лишний» включила одно задание.

Качественный анализ содержания методик осуществлялся по следующим критериям

Таблица 1 — Критерии анализа содержания диагностирующих методик

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачу за время менее 1 до 1, 5 минуты, называют лишние предметы на всех картинках и правильно объясняют, почему они являются лишними.

Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.

составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Дети решают задачу за время от 1,5 до 2, 5 минуты. Допускают незначительные ошибки в названии лишних предметов.

Могут найти последовательность событий, но не могут составить хорошего рассказа, или могут, но с помощью наводящих вопросов.

составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в развитии их мыслительных операций.

Дети решают задачу более чем за 3 минуты или не справляются с заданием.

Не могут найти последовательность событий и составить рассказ.

Количественные показатели уровня развития мыслительных операций:

Высокий уровень- 19-22 балла;

Средний уровень –12-18 балла;

Низкий уровень – меньше 12 баллов.

Результаты мониторинга развития мыслительных операций на сентябрь 2014 года

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Общее кол-во баллов
1 Сережа А. 5 2 5 12
2 Саша Б. 2 2 4 8
3 Настя И. 6 2 5 13
4 Аня М. 8 3 8 19
5 Артем М. 2 1 2 5
6 Рома М. 3 1 4 8
7 Катя С. 5 2 6 13
8 Аня С. 6 3 4 13
9 Настя С. 5 2 6 13
10 Дима Т. 3 1 4 8
11 Рома П. 4 3 4 11
12 Альбина П. 5 5 5 15
13 Сурен А. 4 1 4 9
14 Захар Ш. 6 5 4 15
15 Злата С 5 4 6 15
16 Артем О. 5 5 1 11
17 Соня Н 5 4 2 11
18 Саша Д. 4 3 6 13
19 Оля Н 3 3 4 10
20 Сережа В 6 6 4 16

Высокий – 1 человек

Средний – 9 человек

Низкий – 10 человек

Результаты мониторинга развития мыслительных операций

на май 2016 года

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Общее кол-во баллов
1 Сережа А. 7 7 5 19
2 Саша Б. 5 2 4 11
3 Настя И. 8 8 5 21
4 Аня М. 8 4 8 20
5 Артем М. 5 5 5 15
6 Рома М. 7 5 7 19
7 Катя С. 8 8 4 20
8 Аня С. 7 3 9 19
9 Настя С. 8 4 8 20
10 Дима Т. 5 5 5 8
11 Рома П. 8 8 5 19
12 Альбина П. 5 7 7 19
13 Сурен А. 5 5 5 15
14 Захар Ш. 7 7 5 19
15 Злата С 8 8 4 20
16 Артем О. 7 7 7 21
17 Соня Н 8 8 5 21
18 Саша Д. 7 8 5 20
19 Оля Н 4 8 5 17
20 Сережа В 7 7 7 21

Высокий – 14 человек

Средний – 5 человек

Низкий – 1 человек

В ходе работы убедилась, что занимательный игровой материал, в том числе и интерактивный, является хорошим средством развития у дошкольников способностей к логическим действиям и операциям, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, знакомиться с новыми сведениями, сосредото­чивать внимание на проблеме, увлекать и развлекать детей, расширять, углублять математические представления, закреплять по­ лученные знания и умения, упраж­нять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует ак­тивность, проявление нравственно-волевых усилий: преодоление труд­ностей, возникающих в ходе реше­ния, доведение начатого дела до кон­ца, поиск ответа до получения ка­чественного результата. Решение разного, рода нестан­дартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умствен­ных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространствен­ных представлени

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

Новизна опыта работы заключается в разработке системы эффективного развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в свободной совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием игрового занимательного материала, в том числе и с применением интерактивного оборудования.

Так как наш детский сад оснащён современным оборудованием, у меня появилась возможность использовать возможности интерактивного стола и интерактивной доски для развития у старших дошкольников способности к логическим действиям и операциям. Интерактивные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

 

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений в свободной совместной и самостоятельной деятельности детей

 

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Разработаны:

  • серия интерактивных игр
  • алгоритм действия при использовании интерактивных игр;
  • Сборник методических материалов для педагогов
  • система эффективного развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в свободной совместной и самостоятельной деятельности детей, с использованием занимательного игрового материала и интерактивного оборудования.
  • конспекты-сценарии математических досугов и развлечений.

 

Подобран:

  • практический материал для совместной деятельности педагога и детей и организованно современное   интеллектуально развивающее пространство для поддержки индивидуальности и инициативы детей, самостоятельности в выборе игрового материала, игры, исходя из потребностей и интересов.
  • материал по работе с родителями: консультации, беседы, родительское собрание, выпущена серия буклетов-рекомендаций по изготовлению развивающих игр своими руками.
  • материал для совместной деятельности взрослых и детей в семье.
  1. Выводы

Всему представленному материалу – интерактивные, познава­тельные и развивающие игры, задания и упражнения для самосто­ятельной детской деятельности, математические конкурсы, развле­чения, вечера досуга и т.п., организуемым с детьми свойственна развиваю­щая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее ос­воению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и за­висимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Но самое главное, дети учатся думать, рассуждать, самостоятельно решать предлагаемые им задачи. Это, как правило, практические виды деятельности, до­ступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-времен­ные отношения, многообразие геометрических форм.

Должное внимание уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалент­ности, порядка, алгоритмов. Развивающая направленность предлагаемых игровых заданий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях познавательной творческой дея­тельности, базирующейся на детской самостоятельности. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых, творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппиро­вать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» В содержании, организации воспитательно-образовательной работы с детьми практически воплощена концепция личностно ори­ентированной модели развития и воспитания детей. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных воз­можностей развития каждого ребенка, освоенности им способов, действий. Выдвижение развивающих (а не просто формирующих представления, умения) задач, возможность конструировать воспитательный процесс с позиции интеграции содержания. В контексте любой деятельности: природоведческой, художественной и др. — осуществляется общее умст­венное (в данном случае математическое) и личностное развитие детей. В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. Предлагаемые игры, игровые упражнения способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости. Но это лишь одна из форм организации детей, целью которой является развитие математических способностей детей. Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде.

Создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их тематическими и логическими играми, успешного освоения их, стимулирует познавательную активность. Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. А также, разговаривает со сверстниками и педагогом, высказывается по поводу игровых действий сущности игры и т. д. В свободной деятельности ребенок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата. Педагог, независимо от характера игровой деятельности, ее значения (свободная или организованная), направляет процесс познания ребенком математических представлений (отношений и зависимостей), включаясь непосредственно в игру, придумывание схем и планов, карт путешествий и поиска кладов, развитие событий во времени, исполнение самых разнообразных детских желаний, обо­гащая при этом представления детей.

Таким образом, подобранный занимательный игровой материал поможет организовывать и проводить работу в самых разных видах деятельности интересно, увлекательно. А самое главное дети войдут в «неизвестный новый мир» через увлекательные игры, задачи, упражнения и обучение не покажется им трудным и скучным, а станет царством смекалки, фантазии и творчества

  1. Список используемой литературы и интернет-ресурсов
  2. Бартковский А.И. Прежде чем научиться писать. Серия – журнал «Карапуз». – Москва. Издательский дом «Карапуз», 1998. – 14с., ил.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение, 1985. – 176с., ил.
  4. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная математика: Книга для совместных занятий родителей с детьми / Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 352с.
  5. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336с.
  6. Вольнова Е.В. Математика для малышей. Тетрадь №1. Наглядное пособие для детей дошкольного и мл. школьного возраста. Москва. – Издательство «Финансы и статистика», 1994. – 63с.
  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Логика; Игровые упражнения; Книга для родителей, воспитателей детских садов, учителей / С.Е.Гаврина. – М.: ОЛИСС, Дельта, 2005. – 64с.: ил.
  8. Журнал «Дошкольное воспитание» №1-2006г, с.60.
  9. Журнал «Дошкольное воспитание» №4-2006г, с.10-14.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание» №10-2001г, с.34, с.44.
  11. Журнал «Ребёнок в детском саду» №1-2006г, с.35-38.
  12. Журнал «Ребёнок в детском саду» №2-2006г, с.52-54.
  13. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  14. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет; Книга для воспитателей детского сада и родителей / А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.: ил.
  15. Кралина М.В. Логика. Серия «Развитие ребёнка в период детства». Учебное пособие для учреждений дошкольного образования / Екатеринбург: ООО «У-Фактория», 1998. – 120с.
  16. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7лет. Опорные конспекты 18занятий; Серия «Опыт работы практического педагога». – М.: Издательство «Акалис», 1996. – 125с.
  17. Маршак С.Я. Весёлый счет: для детей дошкольного возраста / — М.: Издательство ТОО «Людмила», ТОО «Монте-Кристо», 1995. – 24с.
  18. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада (Библиотека программы «Детство») / — СПб.: «Акцидент», 1996. – 128с.: 87 ил.
  19. Михайлова З.А. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе; — СПб.: «Акцидент», 1997. – 176с.: ил.
  20. Николин И. Геометрия вокруг нас. Альбом с игровыми занятиями для дошкольников. Москва. – Универсальная издательская компания, 1992. -18с., ил.
  21. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7лет. Рабочая тетрадь. – М.: Линка-Пресс, 2005. – 48с.
  22. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя. Сборник / Н.В. Седж. – Мн.: Нар. асвета,1985. – 136с.
  23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
  24. Соколова Е. Весёлое подворье. Тетрадь по обучению счёту, формированию обобщений. Москва. – ООО Атберг 98, 2006. – 15с.
  25. Степанов В.Н. Малышкины цифры. Стихи для самых маленьких. Москва, ЗАО «Омега», 2000. – 18с., ил.
  26. Степанов В.Н. Малышкин счёт. Стихи для самых маленьких. Москва, ЗАО «Омега», 1999. – 10с., ил.
  27. Султанова М. Весёлые домашние задания. Москва, ООО «Хатбер-пресс», ООО «Компания Дельта-М», 2005. – 16с., ил.
  28. Тарабарина Т.И., Соколова Т.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.: ил.
  29. Уроки дошкольной математики. Книга для работы с детьми старшего дошкольного возраста / – М.: ООО « Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 136с. – (Домашняя школа Татьяны Успенской)

 

 

Все права защищены. МАДОУ ДС №1 "Белоснежка" ст.Переясловской муниципального образования Брюховецкий район © Создание и поддержка сайтов КомпАС

Наверх